DOI: https://doi.org/10.18523/1995-025x2017130132

Знали ли книжники Киевской митрополии испанскую схоластику: к постановке проблемы

Margarita Korzo

Анотація


Статья представляет собой попытку обнаружить «испанский след» в богословской мысли Киевской митрополии XVII в. на примере наставлений об отправлении церковных таинств («Наука о седми тайнахъ церковных» в составе виленского Требника 1617–1618 гг.) и первого православного печатного пособия по моральному богословию («Мир с Богом человеку». Киев, 1669). Одним из источников для «Науки» стало сочинение испанского иезуита Франсиско де Толедо (1534–1596)) «Summa de Instructione Sacerdotum» (известное также как «Summa casuum conscientiae»), в основу которого был положен курс по моральной теологии в Collegium Romanum в Риме. Составители виленской «Науки» прибегали не только к буквальному переводу значительных порций текста испанского иезуита и близкому к оригиналу пересказу отдельных фрагментов, но также дополнили заимствованные из де Толедо фрагменты рассуждениями о церковных ритуалах, цитатами из отеческой традиции, из канонов Вселенских и Поместных соборов, из гражданских правовых памятников. Несмотря на то, что виленская «Наука» вышла из униатских кругов, она получила широкое распространение и среди православных: именно посредством данного памятника отдельные фрагменты сочинения де Толедо попали в «Мир с Богом человеку». Но при этом совершенно очевидно, что в толковании семи смертных грехов и в рассуждениях о милостыни заметно прямое обращение составителей «Мира с Богом» к сочинению де Толедо. Оба памятника Киевской митрополии послужили впоследствии источником для рукописной компиляции о таинствах московского книжника Евфимия Чудовского, который, таким образом, способствовал распространению «Суммы» де Толедо и в московской традиции.

Ключові слова


Киевская митрополия; православное моральное богословие; сакраментология; католические заимствования; испанская схоластика; Франсиско де Толедо; Иннокентий Гизель; Евфимий Чудовский

Повний текст:

PDF

Посилання


Afanasieva, Tatiana I. Drievnieslavianskiie tolkovaniia na liturgiiu v rukopisnoi tradicii XII–XVI vv. Issledovaniie i tieksty. Moskva: Univiersitiet Dmitriia Pozharskogo, 2012.

Afanasieva, Tatiana I. Liturgii Ioanna Zlatousta i Vasiliia Vielikogo v slavianskoi tradicii (po sluzhebnikam XI–XV vv.). Moskva: Univiersitiet Dmitriia Pozharskogo, 2015.

Ambrosius Magnus. «De lapsu virginis consecratae». In Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. 16: 367–384. Parisiis: J.-P. Migne, 1845.

Beliakova, Elena V., Moshkova, Liudmila V., and Oparina, Tatiana A. Kormchaia kniga: ot rukopisnoi tradicii k piechatnomu izdaniiu. Moskva; Sankt-Pietierburg: Institut rossiiskoi istorii RAN; Rossiiskii gosudarstviennyi arkhiv drievnikh aktov; Tsentr gumanitarnykh iniciativ, 2017.

Brogi Bercoff, Giovannа. «“Myr z Bohom choloviku” yak systema moralnoi filosofii». In Gizel, Innokentii. Vybrani tvory v 3-kh tomakh. 3: 103-132. Kyiv–Lviv: Svichado, 2010.

Catechismus ex decreto Concilii Tridentini ad parochos editus. Romae: Libraria Marietti, 1928.

Corpus Iuris Canonici. Editio Lipsiensis secunda. Graz: Akademische Druck- und Verlagsanstalt, 1959.

Dziuba, Andrzej F. Mikołaj z Mościsk teolog moralista XVII wieku. Warszawa: ATK, 1985.

Francisci Toleti in Summam Theologiae S. Thomae Aquinatis Enarratio. Vol. 1. Romae: Typis S. Congreagationis de Propaganda Fide, 1869.

«François (Francisco de) Toledo» іn de Backer, Augustin, and Sommervogel, Charles. Bibliothèque de la Compagnie de Jésus. 8: 64-82. Bruxelles: Oscar Schepens; Paris: Alphonse Picard, 1898.

Galadza, Petro. «Liturkhichne pytannia i rozvytok bohosluzhen naperedodni beresteiskoi unii azh do kintsia XVII stolittia». In Beresteiska uniia ta vnutrishnie zhyttia Tserkvy v XVII stolitti. Materialy Chetvertykh «Beresteiskykh chytan» Lviv, Lutsk, Kyiv, 2–6 zhovtnia 1995 r., 1-29. Lviv: Instytut Istorii Tserkvy, 1997.

Gosudarstviennyi Istorichieskii muziei, g. Moskva, Sinodalnoie sobranie No 396.

Guido of Monte Rochen. Handbook for Curates. A late Medieval Manual on Pastoral Ministry, translated by Anne T. Thayer, with an introduction by Anne T. Thayer and Katharine J. Lualdi. Washington: The Catholic University of America Press, 2011.

Karataiev, Ivan P. Opisaniie slaviano-russkikh knig napiechatannykh kirillovskimi bukvami. Vol. 1. Sankt-Pietierburg: Imperatorskaia Akademiia Nauk, 1883.

Katalog bielorusskikh izdanii kirillovskogo shrifta XVI–XVII vv. Vol. 2. Leningrad, 1975.

Keenan, James F. «Moral Theology». In From Trent to Vatican II: Historical and Theological Investigations, edited by Raymond F. Bulman, Frederick. J. Parrella, 161-178. Oxford: Oxford University Press, 2006.

Kilarski, Krzysztof. Die nachtridentinische Messliturgie in Polen im 16. Jahrhundert am Beispiel der liturgischen Schriften des Hieronymus Powodowski. Frankfurt am Main; Bern: Peter D. Lang, 1981.

Kniha Belarusi: 1517–1917. Zvodnу kataloh. Minsk: Belaruskaia Savetskaia Entsyklapedyia, 1986.

Korzo, Margarita А. «Kuncevich Iosafat». In Pravoslavnaia encyklopiediia. 39: 355-359. Moskva: Pravoslavnaia Encyklopiediia, 2015.

Korzo, Margarita A. «“Myr z Bohom choloviku” Inokentiia Gizelia v konteksti katolytskoi moralnoi teolohii kintsia XVI — pershoi polovyny XVII st.» In Gizel, Innokentii. Vybrani tvory v 3-kh tomakh. 3: 195-262. Kyiv–Lviv: Svichado, 2010.

Korzo, Margarita A. «O niekotorykh izdaniiakh Kievskoi mitropolii v rukopisnom nasledii Evfimiia Chudovskogo». Kyivska Akademiia 12 (2014–2015): 120-145.

Lvivska naukova biblioteka im. V. Stefanyka NANU, fond rukopysnykh knyh, f. 77, spr. 59.

Maryks, Robert A. Saint Cicero and the Jesuits: The Influence of the Liberal Arts on the Adoption of Moral Probabilism. Aldershot: Ashgate Publishing Company, 2008.

Milway, Michael. «Forgotten Best-Sellers from the Dawn of the Reformation». In Continuity and Change. The Harvest of Late Medieval and Reformation History. Essays Presented to Heiko A. Oberman on his 70th Birthday, edited by Robert J. Bast, Andrew C. Gow, 113–142. Leiden; Boston; Köln: Brill, 2000.

Myr s Bogom cheloviku. Kyiv: Lavra, 1669.

Nauka o sedmi tainakh tserkovnykh. Vilno: [tip. Mamonichei], 1617-1618.

Oláh, Miklós. Catholicae, ac Christianae Religionis praecipua. Viennae: Raphael Hoffhalter, 1560.

Powodowski, Hieronim. Agendae seu Ritus Sacramentorum Ecclesiasticorum. Cracoviae: Drukarnia Łazarzowa, 1591.

Powodowski, Hieronim. Manuale Septem ecclesiae catholicae sacramentorum. Cracoviae: Jan Wolrab, post 1.IX.1591.

Reinhardt, Klaus. «Toledo (Toletus) Francisco de». In Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon. XII: 288–292. Herzberg: Bautz, 1997.

Schanz, Martin, and Hosius, Carl. Geschichte der Römischen Literatur. Vol. 4/1. München: C. H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung, 1914.

Shchapov, Yaroslav N. «Prokhiron v vostochnoslavianskoi pismiennosti ». In Vizantiiskii Vriemiennik 38 (1977): 48-58.

Shmanko, Taras. «Statti moralno-kanonichnoho kharakteru v rukopysnykh sluzhebnykakh i trebnykakh XVI–XVII st». Kyivska Akademiia 7 (2009): 97-108.

Simeon Metafrast. «Zhizn i deianiia sviatogo otca nashego Nikoly Chudotvorca». In Zhitiia vizantiiskikh sviatykh, translated by S. Poliakova, 291-321. Sankt-Pietierburg: Corvus Terra Fantastica, 1995.

Skrizhal. Moskva: Moskovskii Piechatnyi dvor, 1656.

de Toledo, Francisco. Summa casuum conscientiae. Coloniae: Gymnicus & Rasfeldius, 1614.

Wrona, Wilhelm. «Dzieje rytuału piotrkowskiego». Polonia Sacra. Kwartalnik teologiczny 4 (1951): 329-380.

Yakovenko, Natalia. U poshukakh Novoho neba. Zhyttia i teksty Yoanykiia Galiatovskoho. Kyiv: Laurus; Krytyka, 2017.

Zahajkiewicz, Marek T. «Średniowieczna twórczość teologicznopastoralna środowisk uniwersyteckich Europy Środkowo-Wschodniej na użytek duszpasterzy». In Średniowieczny Kościół Polski. Z dziejów duszpasterstwa i organizacji kościelnej, edited by Marek. T. Zahajkiewicz, Stanisław Tylus, 121-134. Lublin: Redakcja Wydawnictw KUL, 1999.

Zahajkiewicz, Marek T. «“Tractatus sacerdotalis” Mikołaja z Błonia na tle teologii przełomu wieku XIV i XV». Lublin: KUL, 1979.

Zoltán, András. «Rekonstrukcja zaginionych fragmentów Bazylikowego przekładu “Athili” M. Oláha (1574)». Studia Slavica Hungarica 46 (2001): 13-23.